|
Home ВАЛЕОЛОГИЯ
ВАЛЕОЛОГИЯ - Страница 67 PDF Печать E-mail
Индекс материала
ВАЛЕОЛОГИЯ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Все страницы

5. Физические упражнения, рационально применяемые в режиме рабочего дня, способствуют более быстрому повышению работоспособности и росту производительности труда. Регулярные занятия физической культурой увеличивают профессиональную работоспособность на 10–14%.

Выдающийся физиолог И.М. Сеченов еще в середине XIX в. ввел понятие «активный отдых». Суть его заключается в том, что при наступающем утомлении переключение на другой вид деятельности обеспечивает более быстрое восстановление работоспособности утомленных нервных центров, чем в условиях пассивного отдыха. Например, при умственном утомлении выполнение простых по структуре физических упражнений, отличающихся высокой эмоциональностью (в частности, танцы), способствует более быстрому восстановлению работоспособности, чем пассивный отдых.

Отдельного разговора заслуживает вопрос о физической культуре работников умственного труда. Это обусловлено спецификой влияния этого вида профессиональной деятельности на организм человека. В частности, умственный труд характеризуется следующими особенностями:

напряжение мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в ЦНС;

неравномерность нагрузки, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;

нерегламентированный график, периодически возникающие возрастания степени нервно-эмоционального напряжения;

напряжение отдельных анализаторов и внимания;

сложность взаимоотношений с окружающими;

большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;

низкая двигательная активность.

При мыслительной работе происходят сосудистые реакции, противоположные тем, которые бывают при мышечной работе: кровенаполнение сосудов мозга, сужение периферийных сосудов конечностей, расширение сосудов внутренних органов и т.д. Когда же такой труд сопровождается нервно-эмоциональным напряжением, происходит резкая активизация кровообращения с повышением частоты пульса, артериального давления, наступают изменения в ритме и частоте дыхания, снижается насыщение крови кислородом, нарушается терморегуляция и отмечаются многие другие неблагоприятные изменения, нарушающие состояние организма. Специфика умственного труда заключается и в том, что после прекращения работы мысли о ней, «рабочая доминанта», сохраняются еще довольно долго. В результате оказывается, что неправильно организованная умственная работа быстро приводит к функциональному утомлению из-за запредельного торможения в головном мозгу.

При нерационально организованной профессиональной умственной деятельности могут возникать многие функциональные, а затем и морфологические нарушения в организме, основной причиной которых является малоподвижность. Наиболее часто среди таких отклонений в состоянии здоровья встречаются склеротические изменения сосудов, появление гипотонии (у молодых) или гипертонии (у пожилых), возникновение неврозов, ослабление дыхательной функции, атония кишечника, нарушения обмена веществ и т.д.

При умственной деятельности происходит напряжение мышц лица, шеи и плечевого пояса, так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью. В этих условиях длительная импульсация от напряженных мышц создает утомление в соответствующих участках ЦНС, и работоспособность снижается. Естественной мерой предупреждения этого явления могут быть активные движения, освобождающие мышцы от излишнего напряжения.

Не менее важно для поддержания высокой умственной работоспособности и состояние мускулатуры, так как между такими показателями первой, как устойчивость и активность внимания, памяти, восприятия и быстроты передачи информации и др., и уровнем физической подготовленности человека существует прямая зависимость.

Оптимально подобранная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и предупреждает раннее развитие утомления. Физические упражнения оказывают на умственную работоспособность либо непосредственное благоприятное влияние по механизмам активного отдыха, либо отдаленное спустя некоторое время, либо в виде кумулятивного (накапливающего) эффекта от многократного в течение определенного (недель, месяцев) времени.

Непосредственное влияние мышечных нагрузок на умственную работоспособность в наибольшей степени проявляется при их средних значениях (таблица).

 

Изменения умственной работоспособности студентов при различных нагрузках в течении 90 минут

 

Интенсивность нагрузки

Пульс в минуту

Уровень работоспособности (в %)

Исходная

Через 2 часа

Через 4 часа

Через 6 часов

Через 8 часов

Через 10 часов

Небольшая

100-130

100

118

107

102

103

101

Средняя

130-150

100

108

115

139

128

120

Высокая

160 и выше

100

103

97

92

86

89

 

Из представленной таблицы видно, что средняя по интенсивности нагрузка дает наиболее значительное повышение умственной работоспособности у студентов как по степени ее нарастания, так и по времени поддержания.

В разработке оптимальных режимов двигательной активности для занимающихся преимущественно умственным трудом следует учитывать возраст, пол, уровень здоровья, характер деятельности, образ жизни, генетические особенности и т.д. каждого отдельного человека, то есть такой режим должен быть сугубо индивидуальным. Тем не менее, есть определенные общие подходы к разработке двигательных режимов. Так, упражнения динамического циклического характера оказываются более эффективными для поддержания умственной работоспособности, чем статические. Физическая активность может быть реализована как в виде выполнения кратковременных комплексов несколько раз в течение дня, так и в одном продолжительном занятии. Утренняя зарядка, легкие кратковременные упражнения на ловкость и внимание перед началом работы ускоряют врабатывание в умственную деятельность через повышение возбудимости и подвижности нервных процессов в ЦНС. В самостоятельных занятиях помимо средств общего воздействия (повышающих физическую подготовленность, а через нее – и умственную работоспособность) следует использовать упражнения направленного и специального действия для данного человека и выполняемого им вида профессиональной деятельности. К ним следует отнести упражнения для мышц зрительного аппарата, для релаксации, коррекции позы, дыхательные и др.

К формам организации двигательной активности работников умственного труда можно отнести:

1. Утреннюю гигиеническую гимнастику.

2. Вводную гимнастику непосредственно перед началом рабочего дня. Обычно выполняются 5–6 легких упражнений на координацию движений и произвольное напряжение мышц верхних конечностей. Длительность комплекса – 5–7 минут.

3. Физкультурные паузы ставят целью компенсировать неблагоприятные влияния условий работы и проводятся приблизительно в середине первой и второй половин рабочего дня. В комплекс из 5–8 упражнений включают корригирующие осанку, активизирующие деятельность внутренних органов, на крупные мышечные группы, стимулирующие мозговой кровоток и т.д. Продолжительность – 10–15 минут.

4. Физкультминутки призваны оказать местное воздействие на наиболее утомленные части тела и группы мышц и проводятся непосредственно на рабочем месте через каждые 40–60 минут в течение 2–3 минут. Это могут быть вращения головой, плечами, смена позы, диафрагмальное дыхание, для мышц зрительного аппарата, кистей и др.

5. В обеденный перерыв до приема пищи необходимо сменить обстановку, походить, а после приема пищи выполнить релаксирующие упражнения. Непосредственно перед возобновлением работы можно выполнить несколько легких упражнений типа вводной гимнастики.

В вечернее время правильно организованная двигательная активность (например, прогулка) будет способствовать хорошему качеству последующего сна и адекватному восстановлению мышечной работоспособности человека, связанного с умственной профессиональной деятельностью.

Для работников умственного труда важное значение имеет рациональная организация жизнедеятельности в выходные дни. В этом отношении следует отметить два обстоятельства:

1. Смена обстановки позволяет снять очаги застойного торможения в ЦНС, формирующиеся в течение рабочей недели.

2. Насыщение образа жизни в эти дни двигательной деятельностью играет не только роль активного отдыха, но и способствует повышению физической подготовленности и физического здоровья человека.

Подводя итог рассмотренному материалу, необходимо отметить, что полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека как в профессиональной, так и в бытовой, досуговой и других сторонах его жизни.

 

Ключевые слова: двигательная активность, физическая культура, тренировка, утомление, суперкомпенсация, нагрузка.

Контрольные вопросы:

1. Роль двигательной активности в биологической эволюции.

2. Понятие о гипокинезии и ее влияние на здоровье.

3. Роль двигательной активности в реализации индивидуальной генетической программы.

4. Двигательная активность и продолжительность жизни.

5. Понятие о физической культуре и спорте.

6. Понятие о двигательном навыке и фазах его формирования.

7. Сила как двигательное качество и условия ее тренировки.

8. Быстрота как двигательное качество и условия ее тренировки.

9. Выносливость как двигательное качество и условия ее тренировки.

10. Ловкость как двигательное качество и условия ее тренировки.

11. Гибкость как двигательное качество и условия ее тренировки и поддержания.

12. Предстартовые состояния и ее формы.

13. Разминка, ее значение, организация и содержание.

14. Врабатывание и его значение в эффективности выполнения физических упражнений.

15. Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании».

16. Устойчивое состояние и его виды.

17. Утомление, его механизмы и значение.

18. Особенности протекания и значение восстановительных процессов.

19. Влияние физической тренировки на функциональные системы организма.

20. Принципы физической тренировки.

21. Понятие о физической нагрузке и методы ее контроля и регулирования.

22. Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах.

23. Двигательная активность и становление психофизических функций ребенка.

24. Физическая культура школьника.

25. Физическая культура в режиме рабочего дня.

26. Физическая культура работника умственного труда.

Литература:

Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. М., 1985.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987,

Андреев Ю.А. Три кита здоровья. СПб, 1996.

Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики.м здоровье человека. СПб, 1992.

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. 1982.

Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М., 1993.

Брегг П. Системы оздоровления. М., 1994.

Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. ФиС, 1990.

Гаркави Л.Х. с соавт. Адаптационные реакции и резистентность организма. Р/Д, 1990.

Купер К. Новая аэробика. М., 1979.

Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1989.

Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М.,1973.

Мищенко B.C. Функциональные возможности спортсменов. Киев,1990.

Муравов И.В. Физическая культура и активное долголетие. М.,1979.

Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990.

Нифонтова Н.Л. Производственная физическая культура. М., 1982.

Озолин Н.Г. Разминка спортсмена. М., 1967.

Полунина А. И. Тем, кому за 40. М., 1992.

Рипа М.Д. (ред.). Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе. М., 1985.

Студитский А.Н. Механизмы движений. М., 1983

Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.,1991.

Фомин Н.А. Физиология человека. М., 1982.

 



 
OD