|
Home ВАЛЕОЛОГИЯ
ВАЛЕОЛОГИЯ - Страница 62 PDF Печать E-mail
Индекс материала
ВАЛЕОЛОГИЯ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Все страницы

К концу возраста раннего детства (З года) у человека устанавливается тонус ядер вегетативной нервной системы, что во многом обусловливает характер обмена веществ и даже здоровье человека во все последующие возрастные периоды его развития. В основе этого обстоятельства лежит соотношение гормонов, складывающееся во время стресса, что в свою очередь определяется соотношением между двумя отделами вегетативной нервной системы – симпатическим и парасимпатическим. Люди с преобладанием симпатической нервной системы – симпатотоники – имеют более высокий уровень обмена веществ, они азартнее, эмоциональнее и быстрее реагируют на обстановку, показывают более высокие результаты в спортивных играх и единоборствах, в скоростно-силовых видах спорта. Ваготоники, у которых отмечается преобладание парасимпатического отдела, отличаются более экономичным течением обменных процессов в покое и при нагрузках и более совершенной регуляцией вегетативных функций. У ваготоников медленнее идут биологические часы, поэтому при прочих равных условиях они живут дольше. Кроме того, они спокойнее реагируют на ситуацию, способны в течение длительного времени выполнять монотонную напряженную работу, поэтому показывают высокие результаты в видах спорта, требующих настойчивости и выносливости.

С точки зрения физического воспитания малыша, важно отметить, что складывающееся к трем годам соотношение тонусов центров пара- и симпатической нервной системы во многом определяется двумя факторами: возможностью ребенка в полной мере реализовать свою потребность в движении и состоянием его психики. В случае если ребенок не был ограничен в движении, если он развивался в благоприятной психологической обстановке, он становится ваготоником, в противном – симпатотоником.

В результате адекватных мышечных нагрузок не только нарастает энергетический потенциал организма, но и более совершенной оказывается регуляция его физиологических функций. В наибольшей степени это справедливо для возраста раннего детства, так как создание условий для полноценной реализации заложенных в ребенке от рождения безграничных возможностей во многом определяет все последующие стороны здоровья и интеллекта человека.

Больше всего привлекает ребенка та информация, которая связана с движением. Это обусловлено тем, что подавляющая часть структур мозга в той или иной степени отвечает за организацию и проявления этой функции, а более 80% массы тела приходится на двигательный аппарат, то есть само движение для ребенка является возможностью реализации генетически обусловленной потребности мозга и тела.

В отличие от многих других животных человек начинает координирование двигаться и ходить гораздо позднее. Это обусловлено не только более растянутым периодом физического созревания (18–20 лет), но и более сложными условиями поддержания равновесия, связанными с прямохождением и маленькой площадью опоры. У ребенка возраста раннего детства по-прежнему основным средством физического воспитания остается самопроизвольная двигательная активность. Тем не менее, наблюдения показывают, что движения у каждого из малышей довольно однообразны и в работу вовлекаются не все мышечные группы. К тому же следует учесть, что неправильно выполняемые в этом возрасте двигательные акты закрепляются в виде стереотипа, который может стать причиной развития функциональной асимметрии мышц, деформаций опорно-двигательного аппарата и даже нарушений в развитии деятельности вегетативных систем. Вот почему необходимо не только контролировать двигательную активность ребенка, но и помогать ему, подбирать новые упражнения, возмещающие нагрузку на слабо участвующие в работе мышечные группы. Так, необходимо обратить внимание на относительно слабо развитые у малыша мышцы живота и спины, обучая его при этом умению владеть своим телом.

Основным средством физического воспитания ребенка должна быть игра. Это обусловлено тем, что у малыша заметно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения (особенно внутреннего). Поэтому длительно выполнять монотонную работу он не может, так как в двигательных центрах быстро наступает торможение и ребенок устает. В игре же, где часто и непредсказуемо меняется ситуация, мозаика возбудительно-тормозных процессов в ЦНС постоянно меняется, и ребенок может двигаться довольно долго. В игре ребенок реализует, раскрывает себя. Игру можно рассматривать как эквивалент работы и жизни взрослого человека (поэтому дети так любят играть «в папу и маму», «в доктора» и др.). Для ребенка это особая форма жизнедеятельности.

Если ребенок возраста раннего детства не играет или играет мало, то он не только лишает себя возможности двигаться, но и отстает в становлении мышления, ловкости, координации движений и т.д. При организации занятий физической культурой с малышом предпочтение необходимо отдавать тем упражнениям, которые ребенок выполняет с удовольствием, без нажима со стороны старших: насилие – в какой бы форме оно ни выражалось – может отвратить ребенка от занятий и тем самым привить ему на всю жизнь неприятие физической культуры. С другой стороны, если ребенку самому хочется что-то делать, не следует бояться, что он «перетренируется», так как у детей очень хорошо развит механизм запредельного торможения, а процессы восстановления протекают довольно активно.

Для детей возраста первого детства (до 6–7 лет) роль двигательной активности остается по-прежнему высокой.

И.П. Павлов писал: «Есть один очень важный и огромный орган, иннервация которого пространственно и во времени преобладает над всеми другими иннервационными приборами. Этот орган – скелетная мускулатура». Если учесть, что, во-первых, к 6–7 годам – завершению возраста первого детства – заканчивается формирование головного мозга, а во-вторых, что процесс этот во многом определяется двигательной активностью, то систематизирующая роль физической культуры для мозга детей возраста первого детства становится особенно заметной. Кроме того, в рассматриваемом возрасте у ребенка закладываются многие поведенческие установки, которые сохраняются затем во всей последующей жизни. Вот почему формирование у него стремления к организованному целенаправленному движению, к физической культуре следует считать одной из приоритетных задач воспитания. Базой для этого может быть то обстоятельство, что дети в возрасте первого детства отличаются высокой двигательной активностью, а их физическая работоспособность оказывается достаточно внушительной. Так, при правильно организованной двигательной активности 5-летние дети в день делают по 25–30 тысяч шагов!

Для создания прочной установки к занятиям физической культурой одним из основных условий является пример родителей.

Основными средствами физического воспитания дошкольников следует считать утреннюю гигиеническую гимнастику, подвижные игры, прогулки и закаливание.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) как комплекс из 8–12 упражнений с 8–10 повторениями каждого, вопреки бытующему мнению, не является серьезным средством поддержания здоровья – для этого она ни по интенсивности, ни по длительности выполнения не соответствует требованиям функциональной тренировки. Однако включение ее в режим дня дошкольника является обязательным, так как УГГ оказывается незаменимой в решении двух важных задач.


 
OD