|
Home Социальная психология
Социальная психология - ГЛОССАРИЙ PDF Печать E-mail
Индекс материала
Социальная психология
Вербальные средства коммуникации
Создание новых слов и выражений
Теория разговора
Кодирование
Разговор и гендерные различия
Невербальные средства коммуникации
Индикатор социального статуса
Пластика (позы и жесты)
Прикосновение (тактильный контакт)
Межличностная дистанция
Проблема сочетания каналов коммуникации и ложь
Коммуникация и ложь
Невербальные средства
Социальная установка и поведение
Компоненты установки
Основные этапы исследования установки
Установка и поведение
Диспозиционные факторы
Теории непланируемого поведения
Теория самопонимания
МОДЕ – модель, как синтетическая теория поведения
Формирование установок: теории и исследования
Процесс формирования установок
Модель параллельного процесса: убеждение и внушение
Психология и поведение групп
Состав, размер и структура группы
Роль лидера
Групповые нормы
Психология групповой деятельности
Теория конфликта внимания
Метод действия – «мозговой штурм»
Групповые процессы
Группомыслие
«Мы» и «Они»
Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация
Неудовлетворительное социальное сравнение
Социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация
Социальная дискриминация
Относительная депривация
Знакомство и контакты
Итог процесса: соглашение
ГЛОССАРИЙ
Все страницы

Арбитраж – вид посредничества в переговорном процессе, когда «третья сторона» обладает силой и властью, чтобы заставить обе стороны согласиться с той формой разрешения споров, которую определяет сам посредник.

Биполярная установка – установка, основанная на двух социальных ценностях, что чревато возникновением конфликта ценностей.

Брейнсторминг, или «мозговой штурм» – метод группового решения творческих задач, предложенный А. Осборном.

Внутригрупповой фаворитизм – позитивно пристрастное восприятие собственной группы.

Гипотеза межгрупповых контактов – теоретическое предположение, согласно которому достаточно простого знакомства и взаимодействия групп для того, чтобы ослабить межгрупповую напряженность.

Группа – это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом.

Групповая поляризация – это эффект, суть которого состоит в том, что после обсуждения в группе мнения всех ее членов как бы сливаются в единое мнение.

Групповая структура – система групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой.

Групповые нормы – правила поведения для членов группы, выражающие их коллективное мировоззрение.

Деиндивидуализация – состояние анонимности, возникающее у членов группы в процессе совместной деятельности.

Интровертированная установка – понятие, введенное К. Юнгом, для обозначения поведения, обусловленного преимущественно интересом к внутреннему миру индивида.

Когнитивные перегрузки – понятие С. Милграма, означающее воздействие множества социальных стимулов, превышающее возможности человека адекватно на них реагировать.

Межгрупповая дискриминация – негативно пристрастное отношение к членам чужой группы.

Модель уточнения вероятности – теория Петти и Качоппо, позволяющая, по мысли авторов уточнять, какой из принципов – убеждение или внушение – будет иметь преимущественное влияние при воздействии на индивида.

Модель разумного, или планируемого поведения – теория, согласно которой люди планируют и обдумывают свое поведение.

Модель параллельного процесса формирования установок – теория, согласно которой установки формируются посредством двух параллельно протекающих процессов: центрального и периферийного.

Модели последовательных стадий – теория формирования установок К. Ховланда, согласно которой процесс формирования установки включает в себя ряд последовательных стадий.

Монополярная установка – установка, в основе которой лежит одна социальная ценность.

Метод равных интервалов – шкала выявления и измерения установок Л. Терстоуна.

Метод суммарных оценок – шкала выявления и измерения установок Р. Ликерта.

Огруппление мышления – обнаруженный И. Дженисом крайний случай эффекта поляризации мнений в группе, приводящий, как правило, к неблагоприятным последствиям.

Посредничество – участие в переговорном процессе «третьей стороны», которая оказывает помощь при достижении соглашения.

Принцип комплиментарности (принцип компенсации) – принцип функционирования человеческой психики, согласно которому, как полагает К. Г. Юнг, сознание и бессознательное дополняют друг друга.

Ситуационные модели лидерства – теории лидерства, которые исходят из того, что эффективность лидерства зависит от сложившейся ситуации.

Социальная дискриминация – обусловленные предубеждениями несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп.

Социальная леность – эффект, возникающий при совместной деятельности людей, когда они работают не в полную силу.

Социальная установка – отношение человека к предметам, явлениям, процессам, сложившееся на основе знания и оценки.

Социальная фасилитация (социальное способствование) – улучшение деятельности в присутствии других людей.

Социальное торможение (социальное сдерживание) – ухудшение деятельности в присутствии других людей.

Социальные предубеждения – отрицательная установка в отношении определенной социальной группы, содержащая негативные эмоции и враждебное поведение.

Сфера принятия – понятие из теории социальных суждений М. Шерифа.

Сфера отвержения – также понятие из теории социальных суждений М. Шерифа.

Сфера неопределенности – понятие из теории социальных суждений М. Шерифа.

Теория статусных характеристик – теория Дж. Бергера, С. Розенхольца и Дж. Зелдича, объясняющая как возникают статусные различия.

Теории когнитивного баланса (соответствия) – теория формирования и изменения установок Ф. Хайдера.

Теория когнитивного диссонансатеория изменения и формирования установок Л. Фестингера.

Теория конфликта внимания – теория Р. Бэрона, объясняющая возникновение «эффектов аудитории».

Теории личностных черт – согласно данным теориям, индивид должен обладать определенными характеристиками, чтобы стать лидером.

Теория социальных суждений – теория изменения и формирования установок М. Шерифа.

Техника семантических различий (техника семантического дифференциала) – шкала выявления и измерения установок К. Осгуда.

Теория социального воздействия – теория Биба Латанэ, согласно которой сила влияния других людей объясняется действием нескольких факторов.

Теория социального сравнения – теория Л. Фестингера, согласно которой люди воспринимают и осознают себя, сравнивая себя с другими.

Теория социальной идентичности – теория Г. Тэджфела и Дж. Тернера, объясняющая возникновение внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации.

Теория заслуженной репутации – теория, объясняющая возникновение социальных предубеждений.

Теория относительной депривации – теория, объясняющая возникновение у социальных групп недовольства своим положением.

Фейсизм – явление, которое, по мнению Д. Арчера, выражает скрытое влияние гендерных стереотипов при изображении мужчин и женщин.

Феномен клаки – суть данного эффекта в том, что специально нанятые люди отвлекают внимание аудитории, провоцируя ее либо на овации и одобрение, либо на освистывание и неодобрение выступающего.

Функциональные теории – теории изменения установок, согласно которым установки выполняют функцию удовлетворения потребностей людей.

Эгоцентризм – установка самосознания, согласно которой индивид осознает себя как некий социальный образец или эталон.

Эвристически-систематическая модель – теория Ш. Чайкен, С. Либермана и А. Игли, согласно которой формирование установок происходи посредством убеждения и внушения.

Экстравертированная установка – понятие, введенное К. Юнгом, для обозначения поведения, обусловленного преимущественно интересом к внешним объектам.

Этноцентризм – присущее этническим группам восприятие себя в окружающем мире как центра мироздания.



 
OD